(Сначала договоримся о терминах. Очень часто, для обозначения данной сущности используют термин «электронная книга». Нам это, однако, представляется не совсем точным, в силу того, что «электронность» предполагает либо электронную (а точнее уж «электрическую») форму представления чего-либо (сигнал, заряд и т.д.), либо электронную (электрическую) форму обработки этого чего-либо. Применительно к компакт-дискам ни то, ни другое не имеет места быть. Запись диска – процесс либо чисто механический (CD, DVD), либо оптико-термический (CD-R, DVD-R), считывание – оптическое (CD, CD-R, DVD, DVD-R), либо магнитно-оптическое (МО-R). Ну а что касается обработки, то это процесс вообще к самому диску отношения не имеет, так как осуществляется исключительно программно-аппаратными средствами. По этой причине, более корректно говорить о цифровом объекте (в данном случае о книге), имея в виду цифровую природу представления записанной на нем информации. Сама же информация может иметь совершенно произвольный формат и тем более содержание. Это может быть музыка, может быть видео, может быть фотоальбом, может быть программа, а может быть и книга. Но все это будет находится на диске в оцифрованном виде.)
Итак, история появления цифровых книг.
Всю эту историю, по нашей славной ссср-ной традиции можно (да и нужно) разделить на две, никак не связанные друг с другом части, - на общемировую историю и на историю РФ-ную.
С общемировой все достаточно просто.
На каждом этапе научно-технического развития человечества для хранения и передачи информации использовался носитель, доступный на тот момент для использования.
С начала выдалбливали знаки на камнях, потом приспособили под эти цели вощеные дощечки и бересту, потом перешли на папирус, и в конце концов на бумагу.
Потом долго выжимали все возможное из бумаги, совершенствуя средства нанесения на нее красителя, и начав с гусиных перьев, дошли до лазерных принтеров.
Потом, с появлением компьютеров (а главное с их широким распространением), стало ясно, что бумага ни в коей мере уже не подходит в качестве средства ХРАНЕНИЯ информации, и начались поиски альтернативных средств.
Долгое время в качестве такого средства использовались пресловутые дискеты 1.44М.
В принципе подходя для своей основной миссии – передачи с компьютера на компьютер программ и данных, они однако очень плохо соответствовали задачам хранения и соответственно передачи цифровых объектов класса оцифрованных традиционных книг.
Вызвано это было их недостаточной емкостью.
В 1.44МБ конечно можно было запихнуть текст практически любой книги, но это был именно текст, а работать с голым текстом было не так чтобы очень удобно.
Если же дополнить текст шрифтовым оформлением, и самыми примитивными видами верстки, то его объем уже вылезал за 1.44МБ, и соответственно его нельзя было поместить на одну дискету.
Кроме того, первые средства отображения информации имели такие низкие параметры изображения, что использовать их в качестве стандартных устройств чтения было неприемлемо.
Но время шло, технический прогресс не стоял на месте, и в конце концов появилось то, что и должно было появиться.
Компьютерные мониторы по своим параметрам вплотную приблизились к бумаге, сами компьютеры обзавелись развитыми средствами ввода-вывода самых разнообразных данных (сейчас они уже могут проверять правильность произношения при изучении иностранных языков), ну и самое главное, - наконец то появился достаточно емкий и что главное достаточно дешевый носитель данных, который стало возможно использовать постоянно и повсеместно.
Речь, конечно же, идет о CD.
При себестоимости в пределах 1$-1,5$, CD имеет емкость 650-800МБ, что является более чем достаточным для помещения на него не только текста любой книги, но и для записи абсолютно всего, с ней связанного, начиная со шрифтового оформления (причем в нескольких видах), и заканчивая всеми иллюстрациями, в любом их количестве.
А встраивание в контент разнообразных мультимедийных фрагментов, в виде музыки, видео, программ обработки ввода пользователя и т.д., вообще создает доселе не известный интерактивный объект, обладающий уникальными параметрами и характеристиками.
Все это в принципе и так известно, и об этом более говорить видимо не стоит.
Теперь, как и было обещано, - вторая часть этой занимательной истории : «История цифровых книг в РФ».
Здесь все, как и всегда, совсем не так, и совершенно по другому.
Датой рождения цифровых книг в РФ, безо всякого сомнения является август 1998 года.
В принципе, конечно, первый звонок прозвенел раньше, в ноябре 1996 года, когда ко всеобщему удивлению и недоумению на выборах в Думу победила КПРФ, и всех иностранных инвесторов из РФ за месяц как ветром сдуло, что привело к потере работы для многих специалистов и соответственно к потере ими интереса к новым книгам, но рынок тогда отделался «легким испугом».
А вот после 1998 года все стало уже валится весьма явно и предельно конкретно.
Люди просто перестали покупать книги, книжные магазины перестали выполнять планы по реализации, и соответственно перестали брать новые издания у издательств, а издательства соответственно стали пересматривать планы по выпуску новых книг.
Все это происходило постепенно, по нарастающей.
Первым явным признаком надвигающегося кризиса стало исчезновение с центральных улиц Москвы книжных лотков с неженской литературой.
Раньше они стояли буквально на каждом углу, потом их стало меньше, потом – еще меньше, и наконец они полностью исчезли с улиц города.
Вторым, не столь явным, но тем не менее более важным показателем стало затоваривание книжных магазинов не распроданными старыми запасами.
И наконец, все это в совокупности привело к самому неприятному и неотвратимому последствию, - книги стало невыгодно издавать.
То есть сначала ими стало невыгодно торговать (почему и исчезли лотки), потом их стало невыгодно печатать (типографии часто печатали в долг), и наконец их стало невыгодно издавать.
Их и перестали издавать.
Где то с 2001 года, 5.000-й тираж нормальной деловой книги, при самом лучшем раскладе продается в течении двух лет минимум !
То есть целых два года деньги, вложенные в тираж (авторский гонорар, затраты на редакторов, корректоров, верстальщиков, затраты на бумагу, печать и т.д.) лежат мертвым грузом, и нет никакой уверенности в том, что они "отобьются".
И при этом есть ненулевая вероятность того, что магазин через год вернет издательству взятые на реализацию книги, - "не продались мол".
Естественно, что издательства от такого «бизнеса» стали отказываться.
Книжные магазины стали постепенно переходить на более "облегченный" ассортимент, на торговлю канцелярией, на сувенирно-подарочные издания, стоящие дорого и дающие в отличие от учебной литературы нормальный торговый оборот, стали сдавать площади в аренду.
Все это ни для кого секретом не является, - достаточно зайти в любой книжный магазин, или любую библиотеку.
Во многих, даже крупных ВУЗах, в библиотеках, в отличии от приснопамятных застойных времен, уже несколько лет не делают массовое списание старых учебных и научных книг, - по причине отсутствия новых.
А новых нет, и что самое главное – НЕ БУДЕТ !
Их не выгодно ни издавать, ни соответственно ПИСАТЬ !
В 1997 году авторский гонорар за среднюю деловую книгу составлял 4.000$.
Сейчас, за точно такую же книгу совершенно запросто могут предложить 500$ !!!
Не верите, - позвоните в любое издательство.
(только когда будете разговаривать, - будьте внимательны, - говорите о деньгах, которые Вы реально получите на руки, после сдачи рукописи (если Вам пообещают 1.000.000$, но после реализации тиража, - значит, Вы и 1$ не получите))
Вот такая вот ситуация, - и дальше будет только хуже.
И вот в этих вот условиях на рынок вышли цифровые книги.
Они, в некотором роде явились для рынка спасением.
Дело в том, что применительно к цифровым книгам не существует понятия тиража.
Бумажную книгу тиражом меньше 3.000 экземпляров издавать не выгодно, - большинство расходов не связано с тиражом (гонорар, редактура, корректура, верстка, изготовление печатных форм, наладка машины, и т.д.), и «размазывается» на все количество экземпляров.
Соответственно чем тираж больше, тем себестоимость каждого конкретного экземпляра меньше, - и наоборот.
А типографская технология такова, что печатать меньше, чем 3.000 экземпляров невыгодно.
На принтере, - можно, хоть 1, на ризографе, - от 100 до 1000 (А4 без переплета), а вот на печатных линиях, с автоматической подачей бумаги, с автоматическим подбором, обрезкой, брошюровкой, переплетом, накладкой обложки, сушкой, и упаковкой в пачки, - нельзя.
Это как карандашная фабрика, - она не может сделать 1 карандаш, - оборудование к этому не приспособлено.
Нет, конечно, и компакт-диски (CD в чистом виде) тоже печатаются с матрицы, тиражом от 1.000 экземпляров.
Но во первых 1.000 и 3.000 – это для рынка (особенно такого маленького) огромная разница, а во вторых, напечатав 1.000, можно убрать матрицу в стол (она размером с грампластинку), и вытаскивая ее по мере необходимости допечатывать диски хоть по 500 штук.
Полиграфия для дисков конечно печатается сразу на весь тираж, но она во первых не столь уж и дорога, а во вторых, полиграфия для 1.000 тиража стандартного CD (передник и задник) умещается в обычную обувную коробку, и при хранении - есть не просит.
Так что CD-книги, и уж тем более учебники, это - не временно, это - навсегда.
По крайней мере - до появления иных, принципиально лучших технологий.
Так что желаем Вам получения максимальной пользы от использования нашей продукции.

ГЛАВНАЯ
КАТАЛОГ РЕФЕРАТОВ
Ключевые вопросы науки
Ключевые понятия экономической географии
Динамика мирового населения
Особенности расселения населения на планете
Данные доклада ЮНФПА
Показатели продолжительности жизни
Показатели здравоохранения и рождаемости
Показатели уровня образования
Коэффициент жизнеспособности нации
Мировой демографический рост
Определение экономической географии
Прогноз численности населения мира
Развитые страны
СНГ и Россия
Развивающиеся страны
Понятие миграции населения
Межконтинентальные миграции
Показатели международной миграции нас.
Международная миграция рабочей силы
Влияние на миграцию населения
Различие городских и сельских поселений
Историческая смена типов расселения
Город и городские агломерации
Понятие урбанизации
Население и окружающая среда
Информационная индустрия
Регионы информационной индустрии
Общая характеристика связи
Особенности развития отрасли
Особенности мировой электросвязи
Интернет - общая характеристика
Региональная структура Интернета
География электронной промышленн. мира
Электротехническая промышленность
География машиностроения мира
Химическая промышленность
Отраслевая структура
Регионы химической промышленности мира
Энергетика
Структура энергетики
География мировой черной металлургии
География мировой цветной металлургии
Социальная география сельского хозяйства
География сельского хозяйства
Типы сельского хозяйства мира
Пищевая промышленность
Отраслевая и территориальная структура
Легкая промышленность
Отраслевая и территориальная структура
Географическое положение России
Условия и их влияние на развитие России
Административное деление России
Экологическая ситуация
Земельные и почвенные ресурсы
Агроклиматические ресурсы
Минеральные ресурсы
Водные ресурсы
Лесные ресурсы
Рекреационные ресурсы
Размещение населения
Урбанизация России
Трудовые ресурсы
Состав и структура хозяйства
Проблемы экономии страны
Место России в мировой экономике
Понятие межотраслевого комплекса
Топливно-энергетический комплекс
Металлургический комплекс
Химико-лесной комплекс
Машиностроительный комплекс
Агропромышленный комплекс
Инфраструктурный комплекс
Анализ численности мирового населения
ПУБЛИКАЦИИ
СТАТЬИ
ССЫЛКИ