Отраслевая и территориальная структура энергетики

Нефтяная промышленность. Нефть — первичный энергоноситель, на основе которого получают в качестве вторичных ряд облагороженных (т.е. подвергшихся целевой переработке) продуктов для конечного потребления: бензин; осветительный керосин; реактивное и дизельное топливо; мазут; гудрон; различные нефтяные масла — смазки, смазочно-охлаждающие, гидравлические, изоляционные и т.д. Газообразные и жидкие фракции нефти — основные углеводородные полупродукты для широкого использования в нефтехимической промышленности (олефины — этилен, пропилен и др., ароматические — бензол и др.). Получаемые из нефти виды топлива, а из углеводородного сырья органические химикаты и полимеры в 10-50 раз превышают по стоимости саму использованную нефть. Это определяет экономическое значение нефтяной промышленности и связанных с ней производств по переработке нефти.

Технико-экономические преимущества нефти и получаемых на ее базе продуктов обусловили особую роль нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности в мировом хозяйстве. На разных этапах развития в сферу этих отраслей были вовлечены также черная металлургия (трубопрокатное производство), особенно широко машиностроение (оборудование для добычи, транспортировки, переработки нефти), использование ее в различных отраслях транспорта, в химической переработке и т.д. Произошла перестройка всего энергетического хозяйства как на стационарных установках (электростанции), так и нестационарных (двигатели на всех видах транспорта). Нефтепродукты стали использоваться не только в сферах материального производства, но и в массовом количестве в бытовом потреблении: большая часть полумиллиардного мирового парка автомашин — это личные транспортные средства населения, ежедневно потребляющие подавляющую часть нефтепродуктов.

Нефть и нефтепродукты были и остаются важнейшими видами стратегических ресурсов. Вооруженные силы всех государств по сравнению со временем до Второй мировой войны многократно увеличили свою моторизацию. Внедрение последних поколений боевой авиации сильно увеличило расходы топлива, ибо мощности двигателей и соответственно потребление топлива стали на порядок выше. То же самое имеет место в наземных видах вооружений с использованием двигателей внутреннего сгорания. Нефтепродукты также стали видом боевых средств (сжиженный бензин — напалм с температурой пламени до 1600 °С).

Развитие нефтяной, нефтеперерабатывающей и обслуживающих их отраслей промышленности и транспорта определили в XX б. целую эпоху, в которой пересеклись экономические, политические, национальные и религиозные интересы многих стран мира. Противоречия разных государств решались дипломатическими и военными путями. Борьба за источники нефти лежит в основе государственной политики промышленных государств мира. В настоящее время такую «нефтяную» политику и дипломатию особенно агрессивно проводят США.

Нефтяная промышленность — одна из самых монополизированных горнодобывающих отраслей. В большинстве стран мира, кроме тех, где она находится в ведении государственных компаний, отрасль полностью контролируется крупнейшими ТНК, штаб-квартиры которых находятся в США («Эксон», «Мобил ойл», «Тексако», «Шеврон»), а также в Западной Европе (ТНК Великобритании «Бритиш петролеум» и совместная Великобритании и Нидерландов «Роял Датч-Шелл»). Постепенно с середины 80-х гг. они начали терять свои некогда ведущие позиции среди крупнейших промышленных ТНК мира.

Это было обусловлено созданием в 60-е гг. странами — экспортерами нефти организации ОПЕК, куда вошли Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, а позднее Алжир, Габон, Индонезия, Катар, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Эквадор (в 1990 г. Эквадор вышел из ОПЕК), т.е. главные страны — продуценты нефти. Борьба стран — членов ОПЕК за право распоряжаться нефтью на своей территории привела к резкому повышению пен на нее в 70-е и 80-е гг. и последовавшими за этим энергетическими кризисами. Национализация в странах ОПЕК нефтяной промышленности и создание государственных компаний поставили под их контроль более 4/5 запасов нефти, до 1/2 добычи и около 1/5 мощностей нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Однако ТНК продолжают влиять на деятельность ОПЕК в сфере технологии, оборудования и оказывать давление в области цен (резкое падение цен в 1998 г. сильно ударило по доходам всех стран — продуцентов нефти).

Достоверные запасы нефти в мире на начало 1998 г. оценивались в 139,7 млрд т, среди которых значительная часть (от 1/4 до 2/5) расположена в акваториях морей. Основная часть нефти залегает в странах Ближнего и Среднего Востока — более 2/3. На втором месте Центральная и Южная Америка — 1/8, Восточная Европа — 1/15; Африка — 1/15, в остальной Азии — 1/20. В крупнейшем потребителе нефти — Северной Америке — всего 1/30, а в Западной Европе — 1/60 мировых запасов. Такое распределение ресурсов нефти предопределяет все экономические и политические межгосударственные и межрегиональные отношения, связанные с ее добычей, транспортировкой и потреблением.

В географии мировой нефтяной промышленности за 1950-1995 гг. произошли большие изменения. До Второй мировой войны 4/5 добычи нефти приходилось на Северную и Южную Америку. Но уже после войны с открытием крупных месторождений нефти на Ближнем и Среднем Востоке, а также в СССР доля Америки стала быстро снижаться.

Важнейшие результаты региональных сдвигов в размещении добычи нефти:

  • разрушение мощного потенциала нефтедобывающей промышленности Восточной Европы, регион отброшен назад — к уровню 60-х и 70-х гг.;
  • превращение Азии в лидера нефтедобычи в мире;
  • создание крупной добычи нефти в Западной Европе, а также в Африке;
  • уменьшение доли Северной и Южной Америки в добыче нефти.
  • Роль нефтедобывающей промышленности в Азии стала больше соответствовать географии запасов нефти в мире. Существенно изменилась роль отдельных государств в отрасли:

  • СССР в 1987-1988 гг. достиг максимального уровня добычи нефти среди всех нефтедобывающих государств — 624 млн т, который не превзошла ни одна страна за всю историю нефтяной промышленности; в 90-е гг. резко упала добыча нефти на территории России и ряда других стран СНГ;
  • лидерами в добыче нефти стали США и Саудовская Аравия (суммарно они дают 1/4 добычи нефти в мире);
  • обнаружение и освоение ресурсов нефти в Северном море вывело Норвегию и Великобританию в число десяти ведущих нефтедобывающих стран мира;
  • крупным продуцентом нефти стала КНР;
  • из числа ведущих в отрасли временно выбыл Ирак.
  • Все происшедшие сдвиги в добыче нефти привели к снижению ее территориальной концентрации: в 1950 г. десять ведущих государств давали 94% нефти в мире, а в 1995 г. уже только 64%. Соответственно в 1950 г. свыше половины нефти добывала одна страна, в 1980 г. — три страны, а в 1995 г. — шесть. Это оказало сильное влияние на торговлю нефтью, проведение торговой политики нефтедобывающими государствами и покупателями нефти, существенно изменило грузопотоки нефти в мире. Тем самым формируется новая география нефтяной промышленности мира.

    Географию нефтяной промышленности хорошо характеризует баланс добычи и потребления нефти по регионам мира. Этот баланс предопределял межрегиональный внешнеторговый оборот нефти и ее основные потоки.





    Внешняя торговля нефтью в 1950-1995 гг. отличалась постоянным ростом ее экспорта: в 1955 г. — 254 млн т (или 33% всей добытой нефти), в 1990 г. — 1365 млн т (экспортная квота — 47%) и в 1995 г. — 1631 млн т (экспортная квота достигла 49,4%). Нефть стала самым массовым продуктом внешней торговли. Около 45% экспортируемой нефти приходится на страны Азии (в 1955 г. — 28%), т.е. доля региона как ведущего мирового экспортера нефти существенно возросла, несмотря на появление новых нефтедобывающих стран. Лидером в экспорте нефти до 70-х гг. была Венесуэла, а к 80-м гг. вперед вышла Саудовская Аравия (19% экспорта нефти в мире в 1995 г).

    Нефтеперерабатывающая промышленность. Ее развитие было обусловлено ростом спроса на осветительный керосин в первый период ее становления в конце XIX и начале XX в., а затем бензин — в связи с потребностями автомобильного и авиационного транспорта. В годы Второй мировой войны возрос спрос на дизельное топливо и мазут. Вплоть до нефтяного кризиса 70-х гг. дешевая нефть сделала мазут главным видом топлива для ТЭС, особенно в Западной Европе. Становление реактивной авиации вынудило увеличить выход керосиновых фракций для нее. С 80-х гг. непрерывно растет потребление дизельного топлива для разных видов автомобильного транспорта, тракторного парка. Одновременно увеличивается спрос на смазочные масла. Все это определяло функционирование отрасли, структуру вырабатываемой продукции, особенно во второй половине XX в.

    Нефтехимическую промышленность объединяет с нефтеперерабатывающей прежде всего общность многих технологических процессов переработки сырья. Структура производств нефтехимического предприятия подчинена задачам получения исходных углеводородов для последующего синтеза полимерных материалов. Поэтому выбор направления переработки нефти на топливные продукты или сырьевые — для химического использования определяется экономическими, экономико-географическими и другими особенностями страны и конкретного ее района. Это сильно влияет на размер предприятия и структуру вырабатываемых продуктов, их утилизацию или передачу другим заводам, например химическим.

    Научно-технический прогресс в нефтеперерабатывающей промышленности был направлен на увеличение глубины переработки нефти. Она достигла 80—90% выхода светлых нефтепродуктов и была связана с внедрением вторичных процессов каталитического риформинга, крекинга и т.д. Одновременно с этим шло увеличение мощностей отдельных агрегатов НПЗ. В связи с этим сокращается количество не-утилизуемых отходов переработки нефти (например, гудрона, которым покрыто дно Бакинской бухты в Азербайджане и сбросы которого имеются у старых НПЗ). Глубина переработки нефти стала не только важным технологическим, но и определяющим экономическим показателем, характеризующим состояние отрасли и хозяйства стран и регионов мира. Концентрация переработки нефти на одном предприятии (мощности НПЗ существенно различаются: от 1 до 30 млн т перерабатываемой нефти в год) также зависит от экономических и экономико-географических особенностей размещения каждого конкретного НПЗ в стране.

    Нефтепродукты — результат конечной работы отрасли — все шире стали использоваться для индивидуального потребления (бензин для автомобилей, находящихся в личной собственности, для отопления жилищ и т.д.). Это, наряду с промышленным потреблением мазута, определяет рост их производства. Получение бензина за 1960-1994 гг. увеличилось с 246 млн до 775 млн т, мазута — с 285 млн до 653 млн т. Дизельного топлива в 1994 г. все НПЗ мира дали 884 млн т. Стоимость нефтепродуктов намного выше, чем сырой нефти (бензина в 7-10 раз), что определяет выгоды развития отрасли. Спрос на дизельное топливо и бензин непрерывно растет, что обусловливает высокие показатели их получения в расчете надушу населения. В 1994 т. в мире производили 138 кг бензина в среднем на одного жителя (в Сингапуре — 1468 кг, в США — 1204, Кувейте — 1084 кг; в большинстве промышленно развитых стран — от 300 до 500 кг; в России — 182 кг).

    Структура производства важнейших нефтепродуктов в мире отражает технологические, а главное экономические особенности развития нефтяной промышленности и потребления продукции нефтепереработки. На разных этапах менялись цены на первичные виды топлива, на объемы их потребления. Это видно на примере роли бензина, мазута и дизельного топлива в структуре продукции нефтеперерабатывающей промышленности мира в 1960-1995 гг. Соотношение их в общем количестве продукции нефтеперерабатывающей промышленности изменялось.

    Производство мазута из дешевой до кризиса 70-х гг. нефти составляло почти половину всех нефтепродуктов (40-45%). Он использовался как эффективное топливо для электростанций многих стран мира. Нефтяные кризисы 70-80-х гг. не только способствовали внедрению энергосберегающих технологий, но и изменяли топливную структуру тепловых электростанций, где падало потребление мазута. В 1995 г. мировое производство мазута уменьшилось до уровня 60-х гг. (1970 г. — 683 млн т, 1976 г. — 762, 1994 — 653 млн т). Главным видом нефтепродуктов в 90-е гг. стало дизельное топливо.

    География нефтеперерабатывающей промышленности отличается от размещения добычи нефти. Так, в середине 90-х гг. на Северную Америку и Западную Европу суммарно приходилось около 31% добываемой в мире нефти, но они располагали 43% мощностей нефтепереработки. Азия, дававшая 38% нефти в мире, имела лишь 29% мощностей НПЗ, значительная часть которых в нефтедобывающих странах Ближнего и Среднего Востока создана лишь в конце 80-х тт. В Восточной Европе в связи с падением добычи нефти мощности НПЗ (17% мировых) также значительно больше, чем добывают нефти (!0% в мире). В остальных регионах они или совпадают (Австралия) или мощности НПЗ меньше количества добываемой нефти (Африка, Южная Америка).

    Структура переработки нефти в различных регионах и странах отличается, несмотря на общемировые тенденции в развитии отрасли. Она в значительной степени зависит от экономических и экономико-географических особенностей потребления разных нефтепродуктов в каждой конкретной стране (или группы стран в регионах); от наличия самой нефти, других энергоносителей, степени автомобилизации, потребностей химических производств в углеводородных полупродуктах, совершенства техники, технологии нефтеперерабатывающих предприятий.

    Лидерство Северной Америки в производстве бензина обусловлено размерами автопарка, особенно в США. Ведущая роль Азии и Западной Европы в получении мазута определяется использованием его на тепловых электростанциях. Дизельное топливо в ведущих регионах его потребления используется на разных видах транспорта (в США — железнодорожный, автомобильный, водный; в Восточной Европе — автомобильный).

    Промышленность природного газа. Использование газа разнообразно: основная часть направляется на нужды энергетики (топливо для тепловых электростанций, котельных); другая используется как технологическое топливо для сушки различной продукции (выпаривание водных растворов); на бытовое потребление в коммунальном хозяйстве. Газ в сжиженном или сжатом виде применяется в двигателях внутреннего сгорания в автомобилях, и возможно его использование в самолетах. Энергетическое использование природного газа определяется высокой теплотворной способностью, простотой технологического оборудования для сжигания газа и минимальным загрязнением среды. Он — самый перспективный вид топлива в мире.

    Со второй половины XX в. природный газ получает очень широкое применение как сырье для ряда отраслей промышленности. Самым крупным потребителем газа как технологического сырья стала химическая промышленность, в которой выделяется азотное производство. На использовании природного газа основаны производства аммиака и всех видов азотных удобрений, метилового спирта, мировое получение которых уже достигает десятков миллионов тонн и продолжает расти быстрыми темпами. Значительное количество газа идет на изготовление сажи для резины и многих других химикатов. Кормовые белковые вещества (кормовые дрожжи) также вырабатываются из природного газа. Он участвует в процессах прямого восстановления железа (бездоменное получение металла), а также в доменном процессе при выплавке чугуна.

    Природный газ — также источник химического сырья, в том числе — получение серы газовой из сероводорода ряда месторождений. Газовая сера существенно увеличила общие мировые ресурсы серосодержащего сырья. Попутно с природным газом в некоторых месторождениях извлекают гелий, относящийся к благородным газам. Он широко применяется в криогенной технике, для создания инертных сред, а также в аэронавтике. При разработке газоконденсатных залежей природного газа выделяют газоконденсат (смесь жидких углеводородов) — моторное топливо и ценное сырье для производства органических химических продуктов. В этом отношении он близок к попутному газу нефтедобычи. Некоторые месторождения природного газа содержат чистый азот, который также утилизируется в ряде производств. Кроме того, как природный, так и попутный нефтяной газ при необходимости закачивается обратно в нефтяные пласты для поддержания высокого давления в процессе добычи нефти.

    Попутный нефтяной газ, извлекаемый в процессе добычи нефти, также является высококалорийным топливом, но еще большую ценность представляет как сырье для нефтехимической и химической промышленности. Он содержит много этана, пропана, бутана и т.д., идущих па получение пластмасс, синтетических каучуков и других продуктов. В отличие от целевой добычи природного газа попутный зачастую сжигается в факелах в местах добычи нефти. Он требует разделения на фракции на специальных газоперерабатывающих заводах (ГПЗ), строительство которых или не предусматривается или запаздывает к началу добычи нефти.

    Разведанные запасы природного газа в мире на начало 1997 г. оценивались в 145 трлн м 3. До 40% приходится на государства СНГ, особенно Россию, 33 — на страны Ближнего и Среднего Востока, 6 — на Северную Америку и 4% — на Западную Европу. Ресурсами газа обладают также страны Африки (Алжир, Нигерия и др.), Юго-Восточная Азия (Индонезия, Малайзия и др.), Южная Америка. Перспективные газоносные площади охватывают громадные территории и акватории мирового океана, особенно в России и омывающих ее водах Северного Ледовитого океана. Размещение разведанных и прогнозных запасов природного газа особенно выгодно для России. Доля промышленно развитых стран в мировых запасах природного газа менее 10%.





    За 1950-1995 гг. кардинально изменилась роль отдельных регионов в добыче газа в связи с созданием этой отрасли во многих странах мира. Значение двух ведущих регионов, их монопольное положение в добыче природного газа все еще исключительно высокое. Результатами регионального развития добычи природного газа в 1950-1995 гг. явились:

  • выход Восточной Европы к 1990 г. в лидеры по его добыче в мире;
  • создание крупной газодобычи в Азии и Западной Европе;
  • сохранение Северной Америкой своего высокого места в мировой добыче газа;
  • кризисные явления в отрасли в Восточной Европе после распада
    СССР — существенное падение добычи в ряде государств СНГ (Туркмения, Украина, Азербайджан) и рост ее в Узбекистане;
  • Северная Америка снова стала ведущим регионом мира в газовой промышленности;
  • сохранение высокой территориальной концентрации добычи природного газа: Северная Америка и Восточная Европа пока все еще
    дают около 2/3 продукции.
  • Территориальные различия в добыче и потреблении природного газа по регионам мира не столь велики, как в нефтяной промышленности. География добычи природного газа по странам также претерпела сильные сдвиги:

  • США утратили свое монопольное положение в газовой промышленности мира (в 1950 г. — 89% добычи газа, в 1990 г. — 24 и в 1995 г. — 24%);
  • СССР в середине 80-х гг. стал лидером в его добыче и оставался им до середины 90-х гг., несмотря на падение доли добываемого газа в мире (в 1950 г. — 2,5%, в 1990 г. — 36 и в 1995 г. — 27%);
  • два государства — Россия (до 1991 г. — СССР) и США концентрируют половину добываемого в мире природного газа. Они в целом и в отдельности далеко опережают третьего продуцента природного газа в мире — Канаду, добывающую только 7%.
  • Внешняя торговля природным газом растет, но отстает от темпов развития его добычи. Так, за 1985-1995 гг. поставки газа на экспорт возросли в мире с 233 до 460 млрд м 3 (соответственно 34 и 21% добычи). Его экспортная квота более чем в 2 раза уступает нефти, что объясняется особенностями транспортировки в основном по газопроводам. В отличие от нефти экспортные потоки газа являются преимущественно внутрирегиональными. Ведущими регионами, где происходят экспортные операции с газом, остаются Восточная Европа — 19% и Северная Америка — 17%. Суммарно по их территории идет более 80% внешнеторговых поставок газа.

    Гораздо меньшее значение имеют межрегиональные потоки природного газа. Самым большим обменом стал экспорт газа из Восточной в Западную Европу и в меньшей степени из Африки в Западную Европу. Крупнейшим межрегиональным поставщиком природного газа в мире уже несколько десятилетий был сначала СССР, а после 1990 г. Россия. Ее доля в мировом экспорте в 1995 г. достигла 37%. Часть природного газа остается в государствах Восточной Европы, а остальной идет в страны Западной Европы.

    Внутрирегиональные и межрегиональные поставки естественных газов существенно возросли за счет организации с середины 70-х гг. экспорта сжиженного природного газа и сжиженного нефтяного газа, экспорт которых достигает 1/4 экспорта естественных газов. Основные их потоки идут в пределах Азиатско-Тихоокеанского региона (из Индонезии, Малайзии, Брунея, Австралии и США в Японию, Республику Корея, о. Тайвань) и в меньшей степени из Африки (Алжир) и Ближнего Востока в государства Западной Европы.

    Россия — стабильный, самый главный в мире экспортер газа — вывозит 37% (1997 г.) добытого продукта, оставляя большую часть для внутреннего потребления. Экспортная квота газа у других стран значительно выше: Канада — 47%, Нидерланды — 49, Алжир — 62, Норвегия — 87%. Их специализация на добыче и поставках этого вида топлива больше, чем у России, хотя разведанные запасы газа несравнимо меньше, не говоря уже о масштабах добычи.

    Угольная промышленность — старейшая отрасль в добыче минерального топлива, которая до сих пор обеспечивает значительную часть потребностей мировой энергетики в топливе, особенно в выработке электрической энергии. Уголь остается единственным видом сырья для производства кокса и различных продуктов коксования, положивших начало созданию углехимических процессов в XIX в. и не потерявших своего значения до сих пор. Получение металлургического кокса сохраняется на высоком уровне, несмотря на внедрение новых методов производства черных металлов.

    Разработка угольных месторождений, обогащение добытых углей, перевозка и использование разных видов углей обусловили возникновение сложнейших социально-экономических и экологических проблем в государствах — поставщиках и потребителях угля. Угольная промышленность всегда была одной из самых капиталоемких отраслей топливной промышленности. Трудоемкость добычи угля долгое время (до начала разработок месторождений открытым способом) была во много раз выше, чем в нефтяной или газовой промышленности. Уголь в странах с преобладанием подземной добычи не конкурентоспособен даже с импортным дальнепривозным углем. Уголь — наименее выгодный для перевозок вид минерального топлива. Создание в ряде стран углепроводов имеет локальное значение.

    Экологические и социальные проблемы угольной промышленности — наиболее трудные в добывающих отраслях индустрии. Тяжелые и опасные условия работы в шахтах были и остаются источником социальной напряженности во многих странах с развитой подземной добычей угля. Закрытие по разным причинам шахт в угольных бассейнах — другой источник роста социальных проблем (депрессивными в экономическом развитии в XX в. становились районы горнодобывающей и чаще всего угольной промышленности). Весь угольный цикл от добычи до потребления угля сопровождается разными процессами изменения экологической обстановки, уменьшить или ликвидировать последствия которых чрезвычайно трудно.

    Экологические и экономические проблемы использования углей определяются их видом (бурые, каменные, антрациты), количеством минеральных примесей, влаги. Разнообразный марочный состав каменных углей обусловливает сферы их применения. Высокое содержание примесей, достигающее 50%, выбросы при сжигании окислов серы представляют главную опасность для окружающей среды. Месторождения углей в мире сильно различаются по их качественному составу, геологическим условиям залегания, что оказывает большое влияние на экономические показатели добычи.

    Мировые достоверные запасы каменных углей в 1995 г. оценивались в 1031 млрд т, а бурых — в 512 млрд т. Наибольшими достоверными запасами (28%) располагала Восточная Европа, а в ней — государства СНГ, особенно Россия; второе место занимала Северная Америка (24%) с ведущей ролью США; Азия находилась на третьем месте (21%) с самыми крупными запасами в КНР. На эти три региона мира суммарно приходилось около 3/4 всех достоверных запасов угля. Роль других регионов существенно ниже: Западная Европа — 10%, Австралия — 9, Африка — 6, Южная Америка — 1%.

    На развитие мировой добычи углей мощное воздействие оказала дешевая нефть, добыча которой особенно быстро росла в послевоенные годы. Переориентация хозяйства индустриальных стран Западной Европы и Японии на дешевую импортную нефть привела к стагнации в 1960-1970 гг. угольной промышленности в мире. В ряде ранее ведущих по добыче угля государств (Великобритания, ФРГ, Франция, Япония) она стала быстро падать. В других (КНР, США, СССР, Индия, ЮАР, Австралия, Польша) она продолжала быстро расти. Нефтяные кризисы 70-80-х гг., удорожание нефти во много раз вновь стимулировали рост добычи более дешевого угля в мире и его использование в электроэнергетике.

    Структура добываемых углей в 1950-1995 гг. претерпела заметные изменения. В буроугольной промышленности месторождения разрабатываются преимущественно открытым способом, что обеспечивает низкие затраты на добычу и использование угля на тепловых электростанциях, несмотря на невысокое качество бурых углей. Потребность в топливе обусловила создание отрасли во многих странах мира и рост его добычи (за 1950-1990 гг. более чем в 3 раза), достигшей максимума в 1,2 млрд т. Однако доля бурого угля в общей мировой добыче угля, составлявшая в 1950 г. около 21% и увеличившаяся в 1980 г. до 28%, после 1990 г. стала падать (в 1995 г. — 20%).

    Основными регионами добычи бурых углей традиционно были государства Европы, а среди них ГДР и ФРГ, на долю которых в отдельные годы приходилась половина мировой продукции. После объединения двух германских государств добыча бурого угля сильно сократилась, но тем не менее ФРГ — крупнейший в мире продуцент. В 1995 г. Восточная и Западная Европа суммарно давали около 2/3 мировой добычи бурых углей.

    Каменноугольная промышленность мира растет медленно, а ее доля в производстве первичной энергии постоянно уменьшается. Кризис отрасли в странах Западной Европы и Японии, закрытие шахт изменили географию отрасли в мире. Рост угледобычи в 80-х гг. начался в других регионах мира и ориентировался главным образом на экспорт в Европу и Японию.

    Важнейший итог регионального развития каменноугольной промышленности в 1950-1995 гг. — ее мощный сдвиг в Азию, которая уже к 90-м гг. опередила главные традиционные регионы отрасли — Северную Америку и Западную Европу. Добыча угля в КНР достигла беспрецедентных в истории отрасли объемов, превысив 1 млрд т. Из минеральных видов топлива страна лучше всего обеспечена углем, который и в ближайшие годы будет по-прежнему покрывать основные потребности КНР в энергоносителях. Уровень потребления топлива в стране в расчете на душу населения пока еще остается низким, и это с учетом крупных ресурсов угля стало главным фактором превращения КНР в лидера угольной промышленности — более 35% добычи в мире.

    Восточная Европа в послевоенные годы создала крупную добычу угля, в которой выделялись СССР и Польша. После 1990 г. переход к рыночной экономике в странах региона привел к падению добычи угля особенно в государствах СНГ, и прежде всего в России. Это позволило развернуть добычу угля в ЮАР и Австралии, сохранить отрасль в США, ибо основные конкуренты в Европе были устранены.

    Изменившаяся мировая география добычи каменных углей в 1950-1995 гг. мало отразилась на их потреблении в промышленности развитых стран. Сильно возросшие объемы выработки электроэнергии на тепловых электростанциях сохраняют спрос на каменный уголь. Дефицит в угле больше всего ощущали в Западной Европе.

    Сложившиеся соотношения в добыче и потреблении угля по регионам и странам мира определили формирование основных экспортных тенденций в отрасли. За 1955-1995 гг. экспорт угля увеличился со 143 до 440 млн т, а экспортная квота с 9 до 12% к его добыче в мире. «Нефтяной бум» 50-60 гг. способствовал сильному падению экспорта угля (в 1960 г. он составил всего 108 млн т, т.е. 5,4% мировой добычи). Однако последовавшие нефтяные кризисы 70-80-х гг. не только восстановили роль угля на мировом рынке, но и упрочили ее.

    Разнообразие марок углей обусловило широкий межстрановой обмен углем, но роль регионов в экспорте угля имеет четко выраженную тенденцию.

    Концентрация экспорта угля по регионам остается все еще очень большой. Натри ведущих региона мира приходилось в 1950 г. до 98%, в 1990 г. — 77 и в 1995 г. — 70% всего угля, участвовавшего во внешней торговле. При этом существенно возросли его морские межрегиональные перевозки: в 1950 г. они были менее 40%, а в 1995 г. — около 65%. Примерно в равных долях на экспорт идут энергетические и коксующиеся угли, хотя до энергетического кризиса последние существенно преобладали.

    Электроэнергетика. Электрическая энергия — важнейший, универсальный, самый эффективный технически и экономически вид энергии. Другое его преимущество по сравнению с использованием всех видов топлива — экологическая безопасность использования и передачи электроэнергии по линиям электропередачи по сравнению с перевозкой топлив, перекачкой их по системам трубопроводов. Все это предопределило развитие электрификации — широкого внедрения электрической энергии в производственную и непроизводственную сферы, повседневное ее бытовое потребление во все больших объемах.

    Электроэнергетика продолжает развиваться опережающими темпами: за 1950-1995 гг. выработка электроэнергии в мире увеличилась в 13,6 раза. Она росла быстрее, чем такая новая отрасль всего топливно-энергетического комплекса, как добыча природного газа. С электрификацией, ростом выработки электрической энергии связан неуклонный рост ее производства в расчете на душу населения в мире.

    Электрификация, основу которой составляет быстрый рост выработки электрической энергии, позволяет гораздо более эффективно использовать первичные виды топлива (уголь, газ, продукты нефтепереработки — прежде всего мазут), чем прямое их сжигание в топках и двигателях. Поэтому непрерывно растет доля электроэнергии, вырабатываемой из первичных видов топлива (за вычетом гидроэлектроэнергии и электрической энергии АЭС). Тенденция развития электроэнергетики в 1950-1995 гг. —все более квалифицированное использование первичных видов топлива на выработку электроэнергии. В 1950 г. на ее получение расходовалось менее 10% всей добываемой в мире первичной энергии (за вычетом ГЭС). В 1995 г. эта доля поднялась до 33%, а в ведущих промышленных государствах уже составляет от 40 до 50%.

    Более эффективное применение первичных видов топлива для выработки электроэнергии обусловлено не только переходом на лучшие его виды — мазут и природный газ, но и внедрением достижений НТП. Так, обогащение идущего на электростанции угля, совершенствование конструкции котлов тепловых электростанций (ТЭС), повышение мощности агрегатов — котлов, турбин, генераторов улучшило все показатели их работы. Поэтому создание мощных ТЭС остается основным направлением развития всей электроэнергетики в мире.

    Электрическая энергия вырабатывается на электростанциях разного типа — тепловых, гидравлических и др. Они — основные поставщики электроэнергии, дающие подавляющую ее часть в мире (свыше 99%). Роль так называемых альтернативных источников для ее получения (энергии солнца, ветра, приливов, геотермальной) пока еще очень мала (менее 1%). Электростанции главных типов различаются по своим задачам. Так, среди ТЭС имеются конденсационные (КЭС), предназначенные только для получения электрической энергии, и теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), дающие помимо электрической энергии и тепло (горячую воду и пар) для снабжения промышленных предприятий и для коммунальных нужд. В свою очередь гидравлические электростанции (ГЭС) имеют аналог — гидроаккумулирующие электростанции (ГАЭС). Особенности отдельных регионов и стран по характеру ресурсов первичной энергии, их потребления и т.д. определяют выбор типов электростанций и получения на них электрической энергии.

    Тепловые электростанции были и остаются основой электроэнергетики мира. Сооружение их дешевле, чем электростанций других типов, сроки строительства короче, и они могут использовать разные виды топлива в зависимости от экономических условий обеспечения им. На современных ТЭС устанавливается оборудование большой мощности (например, турбоагрегаты до 1000 МВт). Это позволяет создавать крупные ТЭС с суммарной мощностью турбоагрегатов до 4000-5000 М Вт и более. Однако такие ТЭС потребляют ежегодно миллионы тонн топлива, качество которого сильно может влиять на экологическую ситуацию в местах размещения крупных ТЭС (например, углей с высоким содержанием серы).

    Пуск в 1954 г. первой в мире атомной электростанции (АЭС) в СССР (Обнинск) мощностью всего 5 МВт, положившей начало развитию мировой ядерной энергетики, был великим революционным прорывом в энергетике. В 1994 г. суммарная мощность АЭС в мире достигла 346 000 МВт. Научно-технический прогресс позволил создавать ядерные реакторы для АЭС разных типов и довести мощность единичного реактора до 1300 МВт, т.е. в 260 раз больше первой АЭС. Сооружение АЭС обходится дороже, чем обычных ТЭС. Очень велики затраты на весь ядерный цикл — добыча урана, получение из него концентрата, его обогащение, производство двуокиси урана, изготовление тепловыделяющих элементов для реакторов. Другая стадия цикла — переработка отработанного ядерного горючего, захоронение радиоактивных отходов — также весьма капиталоемка. Выработавшие свой технический ресурс АЭС должны закрываться и консервироваться, что также требует затрат. Много трудностей возникает с проблемой безопасности АЭС. Все это определяет двойственное отношение к перспективам развития атомной энергетики, несмотря на ее выгоды.

    Гидроэлектростанции, особенно крупные, дают самую дешевую энергию, но строительство обходится дорого и затягивается на много лет. Их преимущество — использование возобновляемого источника энергии — воды. Плотины и водохранилища ГЭС зачастую выполняют несколько функций: помимо выработки электроэнергии используются для ирригации, водоснабжения, улучшения условий судоходства, для борьбы с паводками и т.д. Наряду с крупными ГЭС (например, самой мощной в мире ГЭС на р. Парана в Южной Америке — «Итайпу» мощностью 12 600 МВт и строящейся на р. Янцзы в КНР «Санься» мощностью 20 000 МВт) создают и многочисленные микроГЭС.

    Важное преимущество ГЭС — возможность остановки в любой момент при избытке электроэнергии в сети и быстрого включения в рабочий режим при ее недостатке. Поэтому ГЭС в большинстве развитых стран играют роль пиковых. Эти же функции выполняют ГАЭС. Однако и ГЭС могут быть источником экологических проблем (затопление земель, заиливание водохранилищ, препятствие для миграции рыбы и т.д.).

    Тепловая электроэнергетика подтверждает свою стабильность в обеспечении потребностей мира в электрической энергии. Гидроэлектроэнергетика, несмотря на сооружение новых мощных ГЭС в Южной Америке, в Азии, а ранее — в СССР, постепенно теряет свои позиции в структуре получения электрической энергии. С ней все больше начинает соперничать производство электрической энергии на АЭС.

    Особенность работы электростанций различного типа — разный режим нагрузки (постоянный, полупиковый, пиковый), что позволяет создавать единые энергосистемы, которые могут регулировать работу электростанций в течение суток и по сезонам года. Для государств с большой территорией, охватывающей несколько часовых поясов, единые энергосистемы позволяют маневрировать производством электроэнергии, перебрасывая ее в районы, испытывающие дефицит в тот или иной период суток. Энергосистемы обеспечивают сокращение расхода топлива, лучшее использование мощностей, снижение себестоимости электроэнергии, стабильное снабжение электроэнергией даже в случае выхода из строя отдельных электростанций.

    В большинстве сравнительно небольших промышленно развитых стран, особенно в Западной Европе, давно созданы национальные энергосистемы. В больших, таких как США, Канада, Бразилия, КНР, их нет. Подавляющая часть электростанций функционирует в индивидуальном режиме; изредка они объединены в кусты вблизи крупных потребителей энергии. Исключением для крупных по территории стран была созданная в СССР Единая энергетическая система (ЕЭС), охватывавшая территорию свыше 10 млн км 2 с населением 220 млн человек. На ЕЭС было объединено более 80% суммарной мощности электростанций страны. Россия до сих пор использует все преимущества ЕЭС, несмотря на выход из системы ряда государств СНГ.

    В период функционирования СЭВ в 60-е гг. было создано Объединение энергосистем «Мир», в которое вошли энергосистемы европейских стран — членов СЭВ. Оно обеспечило переток большого количества электроэнергии. Это давало большой экономический эффект для всех стран СЭВ. ЕЭС СССР вместе с системой «Мир» было уникальным крупнейшим энергообъединением на планете. Оно охватывало семь часовых поясов, регулируя нагрузку в системах от Байкала до Праги, где был диспетчерский центр «Мира». Распад СЭВ привел к демонтажу и ликвидации этой высокоэффективной международной энергосистемы.

    Существующие и создаваемые межгосударственные объединения энергосистем в Западной Европе, Северной и Южной Америке не являются всеохватывающими, В Западной Европе таких объединений три, а в других регионах нет единых национальных систем. Поэтому межгосударственные объединения включают пока лишь отдельные электростанции разных стран. Опыт ЕЭС СССР, а также энергосистемы «Мир» существенно опередил аналогичную практику объединения национальных энергетических систем и мог бы явиться прообразом будущих межрегиональных систем Евразии.

    Размещение производства электроэнергии по регионам мира в 1950-1995 гг. претерпело значительные изменения. Главный результат развития электроэнергетики за этот период — бурный рост ее производства в ведущем по добыче первичных энергоносителей регионе мира — Азии. Этот рост особенно быстро шел в 90-е гг., что вывело регион на второе место после Северной Америки, которая на протяжении 1950-1995 гг. оставалась лидером в электроэнергетике. Восточная Европа в результате экономических перестроек сократила получение электроэнергии, а по ее доле в мировом производстве отброшена к уровню конца 40-х гг. Такое падение особенно заметно на фоне бурного роста выработки электроэнергии в Китае, занявшем уже в 1995 г. второе место в мире после США.

    Роль ядерного топлива и гидроресурсов в развитии мировой электроэнергетики четко прослеживается на производстве ее на АЭС и ГЭС в разных регионах. Так, в получении электроэнергии на АЭС в 1995 г. лидером была Западная Европа (35,7% в мире), хотя запасами урановых руд почти не располагает и добычу их не ведет. Северная Америка — вторая по значению в выработке электроэнергии на АЭС (34,7%), при этом Канада добывает до 30% урана в мире. В Азии — третьем регионе атомной электроэнергетики (18%), ресурсов урана и его добычи, кроме как в КНР, нет. В сложном положении после 1990 г. оказалась Восточная Европа (10,5% электроэнергии АЭС), и особенно Россия. Важнейшие источники получения урана (Казахстан, Украина, Узбекистан и др.) оказались за границей. Ряд регионов с крупнейшими ресурсами урановых руд и их добычей или не имеют АЭС (Австралия), или их доля в производстве электроэнергии на АЭС очень мала (Африка — 0,5%). Лидеры в получении электроэнергии АЭС — США, Франция, Япония.

    Аналогичная ситуация и с использованием гидроэнергоресурсов по регионам мира. Ведущая по величине этих ресурсов в мире Азия занимает лишь второе место по выработке электроэнергии на ГЭС (19,8% мировой), т.е. примерно столько же, сколько и Западная Европа (17,7%). Однако гидроэнергетические ресурсы последней в 10 раз меньше. Лидером получения электроэнергии на ГЭС остается Северная Америка (27,6%), располагающая такими же ресурсами, как Африка, но доля последней всего 2% в производстве энергии на ГЭС. На долю Восточной Европы приходилось всего 12% вырабатываемой на ГЭС электроэнергии, хотя ресурсы гидроэнергии гораздо больше, чем в Западной Европе. Среди стран в выработке электроэнергии на ГЭС ведущие — Канада, США, Бразилия.

    Таким образом, между количеством энергетических ресурсов и производством электрической энергии нет прямой зависимости. Это хорошо видно на примере как минерального топлива, так и гидроресурсов. Определяющим развитие электроэнергетики остается уровень экономического потенциала регионов, и особенно отдельных стран.

    Внешняя торговля электрической энергией охватывает всего 2-3% мирового производства. Однако она ограничивается ее обменом между некоторыми национальными энергосистемами в Западной Европе, в Северной Америке и была значительна до 1990 г. в Восточной Европе. Межрегиональной торговли электрической энергией практически нет.
    ГЛАВНАЯ
    КАТАЛОГ РЕФЕРАТОВ
    Ключевые вопросы науки
    Ключевые понятия экономической географии
    Динамика мирового населения
    Особенности расселения населения планеты
    Данные доклада ЮНФПА
    Показатели продолжительности жизни
    Показатели здравоохранения и рождаемости
    Показатели уровня образования
    Коэффициент жизнеспособности нации
    Мировой демографический рост
    Определение экономической географии
    Прогноз численности населения мира
    Развитые страны
    СНГ и Россия
    Развивающиеся страны
    Понятие миграции населения
    Межконтинентальные миграции
    Показатели международной миграции нас.
    Международная миграция рабочей силы
    Влияние на миграцию населения
    Различие городских и сельских поселений
    Историческая смена типов расселения
    Город и городские агломерации
    Понятие урбанизации
    Население и окружающая среда
    Информационная индустрия
    Регионы информационной индустрии
    Общая характеристика связи
    Особенности развития отрасли
    Особенности мировой электросвязи
    Интернет - общая характеристика
    Региональная структура Интернета
    География электронной промышленн. мира
    Электротехническая промышленность
    География машиностроения мира
    Химическая промышленность
    Отраслевая структура
    Регионы химической промышленности мира
    Энергетика
    Структура энергетики
    География мировой черной металлургии
    География мировой цветной металлургии
    Социальная география сельского хозяйства
    География сельского хозяйства
    Типы сельского хозяйства мира
    Пищевая промышленность
    Отраслевая и территориальная структура
    Легкая промышленность
    Отраслевая и территориальная структура
    Географическое положение России
    Условия и их влияние на развитие России
    Административное деление России
    Экологическая ситуация
    Земельные и почвенные ресурсы
    Агроклиматические ресурсы
    Минеральные ресурсы
    Водные ресурсы
    Лесные ресурсы
    Рекреационные ресурсы
    Размещение населения
    Урбанизация России
    Трудовые ресурсы
    Состав и структура хозяйства
    Проблемы экономии страны
    Место России в мировой экономике
    Понятие межотраслевого комплекса
    Топливно-энергетический комплекс
    Металлургический комплекс
    Химико-лесной комплекс
    Машиностроительный комплекс
    Агропромышленный комплекс
    Инфраструктурный комплекс
    Анализ численности мирового населения
    ПУБЛИКАЦИИ
    СТАТЬИ
    ССЫЛКИ