Важнейшие регионы информационной индустрии

География мировой информационной индустрии, как и сама отрасль, только формируется, однако уже выявились определенные закономерности ее создания на территории планеты. Главная из них состоит в размещении источников получения информации в высокоразвитых в экономическом отношении государствах и регионах. Это обусловлено большими информационными ресурсами: официальными (правительственные, архивные и т.д.), научно-техническими (исследовательские организации), экономическими (коммерческие предприятия и др.), общекультурными (библиотеки и т.д.), а также постоянным спросом на самую разнообразную национальную и мировую информацию со стороны различных учреждений, фирм, населения.

Особое значение приобретает принцип свободного доступа к имеющейся информации. Подавляющая часть последней предоставляется беспрепятственно. Однако часть информации закрыта в силу содержащихся в ней государственных, экономических, коммерческих, технических и других не подлежащих огласке сведений. Такая закрытая информация имеется во всех государствах мира. Попытка получения ее приравнивается к шпионажу и другим уголовным деяниям (защита авторских прав).

Сложной остается проблема, вызванная неподготовленностью владеющих информацией учреждений и организаций во многих странах к предоставлению ее заинтересованным потребителям в нужном виде и в короткие сроки.

Техническое оснащение владельцев и получателей информации — одна из главных предпосылок развития современной информационной индустрии. Она определяется: во-первых, потенциалом компьютерного рынка, доступностью его товаров для широкого круга потребителей, особенно населения; во-вторых, емкостью и плотностью систем связи, современным техническим оборудованием и надежностью линий телекоммуникаций.

На развитие информационной индустрии значительное влияние оказывают и специфические условия каждой страны. В них важно преодолеть имеющиеся недостатки функционирования информационных технологий, так как в 1995 г. лидеры ведущих промышленно развитых стран мира приняли решение о разработке глобальной информационной системы.

США — лидер по уровню развития информационной индустрии в мире. Продукция этой отрасли стала повседневной потребностью производственной, деловой и научной деятельности, государственного управления, культурных и образовательных нужд населения страны. Спрос на продукцию информационной индустрии растет быстрее, чем на многие товары материального производства. Это обусловлено рядом важных предпосылок: в эту отрасль вкладывают большие средства — расходы федерального бюджета на нее достигают 2%; она вошла в число приоритетных отраслей экономики, уступая только электронной, авиаракетно-космической и фармацевтической промышленности.

Технические факторы, обусловившие мощный рост отрасли в стране:

  • массовое внедрение компьютерного и другого электронного оборудования во все сферы человеческой деятельности;
  • создание одной из самых мощных в мире систем телекоммуникации, связавших воедино всех владельцев компьютеров в США;
  • высокая «компьютерная грамотность» населения, овладевающего технологией работы на компьютере уже в детском возрасте;
  • подавляющая часть программ и других материалов издается на английском языке, что облегчает их освоение в одноязычной стране;
  • быстро осваиваемые и внедряемые научные и производственные инновации, непрерывно идущие в области электронных технологий.
  • Информационный потенциал США определяется самым большим количеством (более половины мировых) общедоступных баз данных. Так, в начале 90-х гг. там было 426 из 816 банков данных в мире по научно-технической информации и 719 из 1035 — по экономической. Из общего числа занятых во всей сфере услуг страны почти 2/3 работали в информационном секторе (непосредственно более 1 млн человек, остальные косвенно). В США создан целый ряд электронных сетей, объединяющих различные организации. Таковой является единая электронная сеть публичных, университетских и других библиотек. Ежегодно они передают десятки миллионов единиц информации.

    Организация и структура информационной деятельности в США претерпела сильные изменения. Возникнув в 60-е гг. как государственная электронно-информационная служба для обеспечения потребностей правительственных учреждений, она затем стимулировала доступ к открытой информации всем заинтересованным в ней компаниям и отдельным лицам. К 80-м гг. информационная работа переместилась в научно-техническую сферу, а к 90-м — сосредоточилась преимущественно в торгово-экономической и деловой области. Получение разнообразной информации и ее создание перешло, как правило, на коммерческую основу.

    Внутри США потребляется более 95% услуг, создаваемых информационной индустрией. Экономический эффект ее работы трудно переоценить. Это позволило рационализировать все виды деятельности, особенно деловой, торговой и финансовой, ускорило движение товаров и денежное обращение. Произошли глубокие изменения в условиях работы занятых в информационных службах. Непрерывно растет количество фирм, где сотрудники трудятся дома («гибкий», «надомный», «коттеджный» вид работы). Уже в начале 90-х гг. так работали 25 млн человек. Взаимные выгоды от такой компьютеризированной работы в информационной индустрии получили и фирмы, и сотрудники.

    Западная Европа — второй регион в мире после США по уровню развития информационной индустрии, значительно превосходящий Японию. Создание и формирование отрасли шло под воздействием ряда специфических западноевропейских условий, в частности, давно сложившейся большой информационной базы. Регион в целом обладает исключительно мощным экономическим потенциалом. Его финансовую основу составляют крупные банки, биржи, страховые организации. Регион остается ведущим в мире производителем промышленной и сельскохозяйственной продукции. Все это предопределило особый размах внутри- и межрегиональных внешнеэкономических отношений. Они дополняются культурно-образовательной и познавательной притягательностью региона, где сосредоточены центры науки, образования и культуры мирового значения. Он стабильно был и остается наиболее привлекательным для активного роста международного туризма. Поэтому вне конкуренции возможности Западной Европы для создания и наполнения баз данных информационной индустрии. Все это обусловливает очень большую потребность в различного рода информации и стимулирует развитие информационной индустрии.

    Однако создание соответствующего потенциалу Западной Европы мощного информационного поля, продукция которого была бы широко доступна как в самом регионе, так и за его пределами, встретило немалые трудности. В отличие от США регион с его многочисленными государствами не обладал всеми политическими, экономическими и другими преимуществами единого пространства. На формирование отрасли, объединяющей всю территорию Западной Европы, сдерживающее влияние оказывали многие межгосударственные барьеры: языковые, таможенные и даже технические (уровень развития телекоммуникаций) различия между странами региона. Сохранение определенной национальной замкнутости сдерживает рост информационных служб, общих для Западной Европы: они все еще не выходят за пределы своих стран. Созданию мощной объединенной информационной индустрии в регионе препятствует и сильная конкуренция крупных компаний США в области информации и телекоммуникаций.





    В Западной Европе к числу главных проблем в области информационной индустрии относятся организационные. Наряду с решаемыми в рамках Европейского союза экономическими интеграционными задачами предприняты усилия по информационному обеспечению отрасли. Они включают: сотрудничество в разработке и использовании новых информационных технологий и соответствующего технического обеспечения отрасли в условиях Западной Европы. С этой целью создается множество межфирменных и межгосударственных проектов и объединений. Государства региона стремятся преодолеть монополию США в формировании мировых баз данных, в их попытках использовать в своих интересах телекоммуникации региона.

    Уровень развития информационной индустрии и обслуживающих телекоммуникаций остается очень разным по странам региона. Правительство Франции уже в 1978 г. уделило большое внимание использованию информационных технологий и электронной техники в интересах экономики. Таковой стала национальная информационная система «Видеотекст» (подключение телевизора к телефонной линии), объединившая модифицированные телекоммуникации с информационными центрами. Специализированные информационные сети создали французские банки и торговые фирмы.

    Значительно позднее информационные службы возникли в ФРГ, однако ее мощный научно-технический и организационный аппарат использовался преимущественно административными службами (в частности, полицией, пограничной охраной для контроля за перемещением людей и грузов в стране, находящейся на перекрестке европейских путей, облегчающем нелегальный приток иностранцев). Источники информации все более необходимы многочисленным издательским фирмам. Обращение частных лиц к услугам крупных информационных центров невелико.

    Япония. Информационная индустрия — единственная из наукоемких отраслей Японии, которая не получила заметного развития. Объемы ее деятельности меньше, чем в Западной Европе, и значительно меньше, чем в США (в 10-15 раз). Это имеет место наряду с тем, что Япония — один из лидеров мировой экономики, уступающий по величине ВВП и промышленному потенциалу только США. По величине внешней торговли она прочно занимает третье место в мире. Япония превращается в одну из ведущих стран по размаху научных исследований, где ценность новейшей информации не менее значима, чем в промышленности или торговле. Такому состоянию экономического развития должна была бы соответствовать информационная работа в Японии.

    Япония располагает многими предпосылками для создания мощной информационной индустрии. По производству электронного оборудования она уступает только США, превосходя Западную Европу в целом, а ее телекоммуникации лишь немногим уступают последней. В стране концентрируется огромное количество финансовой, торговой, промышленной и другой информации, имеющей не только национальное значение. Все это предполагает наличие многочисленных баз данных, которые могли бы стать основой крупной информационной индустрии. В Японии большое количество высокообразованных специалистов, которые могут успешно работать в разных службах этой отрасли.

    Правительство Японии признает необходимость приоритетного развития информационной индустрии страны, создавая для нее определенные финансовые и другие преимущества, однако в отличие от европейских стран прямой помощи не оказывает. Государственные организации и частные корпорации ЯПОНИИ не заинтересованы в распространении имеющейся у них информации. Ограничение доступа к ней — это проявление старых традиций закрытости японского общества, особенно для зарубежного мира. В то же время Япония широко занимается сбором зарубежной технической, научной, финансовой, торговой информации, умело используя ее в интересах развития своей экономики. С этой целью японские корпорации организовали в сотнях городов за рубежом информационные центры для получения там необходимой, чаще всего коммерческой и научной, информации.

    Учитывая отставание в информационной деятельности, в Японии разрабатываются широкомасштабные программы создания информационного общества. Они предусматривают значительное увеличение информационного обслуживания. Число занятых в информационной индустрии будет расти за счет создания фирм, занимающихся распространением баз данных; до последнего времени предоставлением информации занимались сами ее создатели. Совершенствование баз данных, как надеются в Японии, увеличит возможности их специализации по определенной тематике и обеспечит рост количества потребителей информации. Учитывая это, в Японии идет коренная перестройка телекоммуникационной сети страны.

    Восточная Европа. В государствах Восточной Европы быстрый рост информационного обеспечения начался сразу после окончания Второй мировой войны. Политическое, экономическое и военное сотрудничество стран — членов СЭВ потребовало от правительств стран подготовки всесторонней информации для координации совместных планов в этих областях. Особенно быстро возрастала роль государственных органов информации. Кроме того, для осуществления крупных интеграционных проектов, сооружения многих совместных объектов энергетики, транспорта, промышленности необходим был интенсивный обмен технической и научной информацией. Развертывался информационный обмен в области культуры, образования и деятельности научных учреждений стран — членов СЭВ. Все эти контакты осуществлялись информационными службами министерств соответствующих стран. Однако формирование индустрии информации в Восточной Европе встретилось с рядом объективных трудностей. Основной поток информации замыкался на обслуживании государственных учреждений, был чрезмерно централизован. Доступ к этой информации был в значительной степени ограничен. Техническое состояние информационных учреждений вследствие слабой оснащенности компьютерами и современными средствами связи вплоть до 90-х гг. было на низком уровне. Прекращение деятельности СЭВ привело к распаду начавшего создаваться единого взаимосвязанного информационного поля государств Восточной Европы, распад СССР привел его к окончательному краху.

    В Восточной Европе в перспективе наиболее благоприятные предпосылки для развития информационной индустрии есть только в России. Накопленный за многие десятилетия в СССР беспрецедентный по значимости и объему информационный материал, включающий научные, технические, культурные и другие разработки, до сих пор используется лишь частично. В начале 90-х гг. в стране насчитывалось более 5 тыс. баз и банков данных. Большая часть (до 80%) содержащихся в них информации, данных и других -сведений была и пока остается закрытой для свободного пользования. Знакомство с другими затруднено из-за отсутствия необходимых технических средств для их хранения и передачи обработанной информации как у ее поставщиков, так и у потребителей.

    В СССР были созданы мощные государственные средства массовой информации — печать, кино, радио и после Второй мировой войны телевидение. Все они в первую очередь вели определенную идеологическую работу, которой уделялось особое внимание в стране. Однако одновременно решались исключительно важные задачи в области культурно-просветительской и образовательной деятельности, охватывающей все возрастные группы населения страны.

    Государство организовало широкую сеть специализированных информационных служб министерств и ведомств. Крупнейшим среди них было Телеграфное агентство СССР (ТАСС) — официальная правительственная информационная служба. В Академии наук возник Всесоюзный институт научно-технической информации (ВИНИТИ), являвшийся одним из крупнейших и авторитетнейших информационных учреждений мира, хорошо известный в стране и за рубежом. Он выделялся количеством и качеством подготавливаемой им специальной обзорной информации практически по всем направлениям науки и техники. Обширная сеть информационных институтов министерств поставляла высококвалифицированные узкопрофессиональные материалы.

    После распада СССР большинство государственных информационных органов и служб прекратило свое существование (особенно в многочисленных институтах министерств). Подавляющая часть средств массовой информации были приватизированы и, став коммерческими, изменили направление и характер своей работы — выполняют заказ своих владельцев по дезинформации и оглуплению населения России. На телевидении практически прекратились образовательные передачи, а подавляющую часть культурно-развлекательных программ заполняют низкопробные зарубежные фильмы, малоталантливые эстрадные выступления и бесконечные рекламные ролики. Все это призвано отвлечь жителей страны от жизненных проблем.
    ГЛАВНАЯ
    КАТАЛОГ РЕФЕРАТОВ
    Ключевые вопросы науки
    Ключевые понятия экономической географии
    Динамика мирового населения
    Особенности расселения населения планеты
    Данные доклада ЮНФПА
    Показатели продолжительности жизни
    Показатели здравоохранения и рождаемости
    Показатели уровня образования
    Коэффициент жизнеспособности нации
    Мировой демографический рост
    Определение экономической географии
    Прогноз численности населения мира
    Развитые страны
    СНГ и Россия
    Развивающиеся страны
    Понятие миграции населения
    Межконтинентальные миграции
    Показатели международной миграции нас.
    Международная миграция рабочей силы
    Влияние на миграцию населения
    Различие городских и сельских поселений
    Историческая смена типов расселения
    Город и городские агломерации
    Понятие урбанизации
    Население и окружающая среда
    Информационная индустрия
    Регионы информационной индустрии
    Общая характеристика связи
    Особенности развития отрасли
    Особенности мировой электросвязи
    Интернет - общая характеристика
    Региональная структура Интернета
    География электронной промышленн. мира
    Электротехническая промышленность
    География машиностроения мира
    Химическая промышленность
    Отраслевая структура
    Регионы химической промышленности мира
    Энергетика
    Структура энергетики
    География мировой черной металлургии
    География мировой цветной металлургии
    Социальная география сельского хозяйства
    География сельского хозяйства
    Типы сельского хозяйства мира
    Пищевая промышленность
    Отраслевая и территориальная структура
    Легкая промышленность
    Отраслевая и территориальная структура
    Географическое положение России
    Условия и их влияние на развитие России
    Административное деление России
    Экологическая ситуация
    Земельные и почвенные ресурсы
    Агроклиматические ресурсы
    Минеральные ресурсы
    Водные ресурсы
    Лесные ресурсы
    Рекреационные ресурсы
    Размещение населения
    Урбанизация России
    Трудовые ресурсы
    Состав и структура хозяйства
    Проблемы экономии страны
    Место России в мировой экономике
    Понятие межотраслевого комплекса
    Топливно-энергетический комплекс
    Металлургический комплекс
    Химико-лесной комплекс
    Машиностроительный комплекс
    Агропромышленный комплекс
    Инфраструктурный комплекс
    Анализ численности мирового населения
    ПУБЛИКАЦИИ
    СТАТЬИ
    ССЫЛКИ